Анализ: как изменится формат гонок DTM
1 ноября 2014
·
DTM
1122
Серия DTM оказалась на пороге больших перемен в спортивном регламенте – финальная гонка нынешнего сезона стала последней в прежнем формате. В Хоккенхайме руководители чемпионата из компании ITR вместе с автопроизводиелями и Германским гоночным союзом приступили к обсуждению изменений, которые будут внесены в правила в 2015-м.
«Нам очень важно мнение болельщиков – то, чего они хотят, – рассказал босс DTM Ханс Вернер Ауфрехт в интервью AUTOSPORT.com.ru. – Общаясь с ними и проводя исследования, мы пришли к выводу, что главное их пожелание заключается вот в чем: зрители рассчитывают видеть борьбу пилотов на трассе, а не инженеров за компьютерами. Мне бы хотелось, чтобы болельщик, даже если он опоздал к началу гонки, включив телевизор, быстро мог уловить нить борьбы. В этом направлении нам и нужно двигаться».
Одно уже известно точно: DTM возвращается к использованию одного состава резины – от мягких сликов решено в будущем сезоне отказаться. Любопытно, но гонщики, образовавшие летом пилотский профсоюз DTMDA, настаивали на обратном.
Более мягкие шины появились в DTM в 2013-м на волне популярности этого решения в других сериях. В первом сезоне регламент предписывал использовать такую резину один раз по ходу гонки. Два обязательных пит-стопа, которые можно было совершить не раньше третьего круга дистанции и не позднее, чем за три до финиша, предоставили командам разнообразие вариантов. С точки зрения тактики это сделало соревнования интереснее, но неподготовленному зрителю было тяжело ориентироваться в этих "шахматах на колесах".
Чтобы сделать происходящее более понятными для широкой аудитории, в этом году было решено сократить число обязательных остановок до одной и вернуться к использованию окна для пит-стопов (гонщики должны были проводить их строго во второй трети дистанции). Также было введено ограничение по продолжительности отрезка, по ходу которого можно ехать на мягком составе.
Однако это привело к тому, что гонки словно распались на две части – сначала быстрее ехали те, кто выбрал для первого отрезка дистанции мягкие шины, а после смены резины ситуация зеркально менялась. Но главное – большинство остановок в боксах совершались в примерно в одно и то же вемя, что порой приводило к хаосу на пит-лейне.
«Ограничить протяженность отрезка, когда пилот использует мягкую резину, было действенным методом, – считает глава менеджмента Mercedes в DTM Вольфганг Шаттлинг. – В противном случае те, кто в состоянии продержаться на ней дольше соперников, получали большое преимущество. В прошлом году за три круга до финиша было непонятно, кто же выиграет. В нынешнем сезоне гонки стали проще для понимания публикой. Один пит-стоп и окно для остановок – это верное направление».
Со своим коллегой не согласен Дитер Гасс, возглавляющий программу Audi в DTM. Он считает, что изменения в регламенте этого года себя не оправдали и при разработке новых правил нужно отнестись к вопросу более взвешенно.
«На мой взгляд, правила 2013 года были лучше, потому что можно было изменить ход гонки, пускай это не всегда было легко для пониманиями зрителями, – высказал свою точку зрения Гасс. – Регламент будущего сезона нуждается в корректировках, и чтобы не наступить на те же грабли, что в этом году, очень важно начать обсуждения как можно раньше. Нужно время, что рассмотреть различные варианты, взвесить все "за" и "против" – и принять правильное решение.
Когда мы утверждали изменения в правилах к этому сезону, то все, казалось, были довольны. Но они вносились под давлением и вскоре стали появляться сомнения в их правильности. Мы запретили пит-стопы позади машины безопасности, чтобы избежать одновременных остановок, но новый формат привел именно к тому, что большинство гонщиков заезжали в боксы на одном круге.
Некоторые предложения на первый взгляд кажутся блестящими, но при ближайшем рассмотрении возникают вопросы. Так что к этому вопросу нужно подойти максимально внимательно».
ДВЕ ГОНКИ ЗА УИК-ЭНД?
В паддоке Хоккенхаймринга ходили разговоры о возможном проведении в будущем сезоне двух гонок за уик-энд, что практикуется в большинстве "кузовных" серий. Такое решение позволило бы убить сразу двух зайцев: увеличить число заездов при прежнем количестве этапов и сделать программу гоночного уик-энда более насыщенной.
Идея не нова. До 2001-го каждый этап DTM включал в себя две равнозначные гонки, затем еще два года использовался формат с квалификационным и основным заездами, второй из которых включал один обязательный пит-стоп.
«Гипотетически можно себе представить формат с двумя воскресными гонками и реверсивном формировании стартовой решетки во втором заезде, – рассуждает директор BMW Motorsport Йенс Марквардт. – Но после первой из них машины могут быть повреждены: современная техника DTM не столь проста и вынослива, как в других сериях, поэтому для восстановления машин требуется больше времени. Так что неизбежно встает вопрос: каким должен быть перерыв между заездами?»
Но главное препятствие для формата с двумя гонками за уик-энд – это расходы. Чем дольше гоночная машина находится на трассе, тем больше тратится денег. Именно из соображений экономии были отменены пятничные тренировки (кстати, не исключено, что по просьбам гонщиков их вернут в 2015-м).
«Идеальный сценарий видится нам так: субботу днем проходит квалификация, после которой вечером проводится первая гонка, которая определяет стартовый порядок в главном, воскресном заезде, – считает Ханс Вернер Ауфрехт. – Но все упирается в дополнительные расходы, а мы вынуждены думать об их сокращении».
В ближайшие недели Комиссии DTM предстоит принять важные решения, от которых будет зависеть, как будут выглядеть гонки этой серии в будущем сезоне. «Уверен, нам удастся разработать очень привлекательный формат соревнований, который придется по душе зрителям», – слова герра Ауфрехта должны внушать оптимизм.
Сергей Беднарук, специально для autosport.com.ru