BMW ART CARS

BMW ART CARS

BMW ART CARS

#01 АЛЕКСАНДР КОЛДЕР (1975).
Кто бы мог подумать, что гоночный автомобиль BMW 3.0 CSL, оформленный американским скульптором Александром Колдером в 1975 году, станет первым из легендарной на сегодняшний день серии? Ответ — никто, даже сама компания BMW. Гонщик Эрве Пулен сам обратился к производителю автомобилей с такой идеей. Инициатива создать серию BMW Art Cars принадлежала не PR-отделу BMW, как подтверждает проф. Томас Хёрст, руководитель отдела культурного взаимодействия. Пулен пилотировал BMW 3.0 CSL под номером 93 в гонке «24 часа Ле-Мана» и несмотря на то, что до финиша он не дошел, необычно оформленному автомобилю на трассе был оказан феноменальный прием. Старт коллекции BMW Art Cars был дан!

#2 ФРЭНК СТЕЛЛА (1976).
Спустя лишь год товарищ Колдера, Френк Стелла последовал его примеру. Он придумал дизайн BMW 3.0 CSL, который принял участие в очередной гонке «24 часа Ле-Мана» под номером 21. Стелла был фанатом автоспорта, поэтому для BMW стало особой честью, что он оформил новый арт-кар. Его вдохновило само техническое исполнение автомобиля. В результате получилась сетка линий, напоминающая огромный лист миллиметровой бумаги. Дизайн был полностью черно-белым, что выделяло на стартовой линии этот гоночный автомобиль с невероятным мотором в 750 л.с. из ряда конкурентов, особенно ярко окрашенных. Как и в случае с машиной Колдера, дизайн этого авто реализовывал легендарный мастер BMW, Вальтер Маурер.

#03 РОЙ ЛИХТЕНШТЕЙН (1977).
Спустя еще год, в 1977-м, появился третий арт-кар BMW, снова оформленный американцем. Представитель направления поп-арт, Рой Лихтенштейн с помощью своей фирменной живописи точками «Бен-Дей» добился такого эффекта, как будто пейзаж движется по бокам BMW 320i Turbo. И конечно, всё получилось, как было задумано. Автомобиль не сразу стал выставочным экспонатом, а сперва показал себя в суровой действительности автоспорта, и где же еще, как не на «Ле-Мане». Пилоты Эрве Пулен и Марсель Миньо вывели машину под номером 50 на 9-е место в общем зачете и на первое в своем классе.

#04 ЭНДИ УОРХОЛ (1979).
Самый известный пример из коллекции BMW Art Cars — это автомобиль BMW M1, который Энди Уорхол расписал собственноручно. Этот спортивный суперкар баварского происхождения уже сам по себе легенда. Благодаря дизайну от самого известного представителя поп-арта в мире, гоночная версия BMW M1 стала одним из наиболее дорогих автомобилей в истории. Как и предыдущие участники проекта, Уорхол оформил автомобиль безвозмездно. Но вместо того, чтобы, как предшественники, работать с макетом, а затем доверить покраску специалистам, американский художник взялся за роспись собственноручно. «Я попытался показать скорость как визуальный образ. Когда автомобиль едет по-настоящему быстро, все цвета и линии размываются», — объяснил свою работу автор. Уорхол буквально воплотил эту скорость, нанеся 6 литров краски за 28 минут. Сам среднемоторный автомобиль показал хорошую скорость в своей единственной гонке — в Ле-Мане в 1979 году. Он занял достойное шестое место в общем зачете. Затем красочный гонщик удалился в музей.

#05 ЭРНСТ ФУКС (1982).
Номер 6 в серии BMW Art Cars создал другой пионер поп-арта (и снова американец) Роберт Раушенберг. Как и его предшественник, этот BMW 635 CSi, никогда не участвовал в гонках. Тем не менее это единственный на сегодняшний день BMW Art Car, который ездил по дорогам общего пользования. За рулем сидел сам Раушенберг! Он создал свое произведение автомобильного искусства из работ других художников, которые обработал с помощью фотомонтажа, а затем нанес пленкой на кузов купе BMW. В результате появились коллажи, типичные для стиля Раушенберга. На своем BMW 635 CSi Раушенберг показал, как связаны три мира — искусства, природы и технологий.

#06 РОБЕРТ РАУШЕНБЕРГ (1986).
Номер 6 в серии BMW Art Cars создал другой пионер поп-арта (и снова американец) Роберт Раушенберг. Как и его предшественник, этот BMW 635 CSi, никогда не участвовал в гонках. Тем не менее это единственный на сегодняшний день BMW Art Car, который ездил по дорогам общего пользования. За рулем сидел сам Раушенберг! Он создал свое произведение автомобильного искусства из работ других художников, которые обработал с помощью фотомонтажа, а затем нанес пленкой на кузов купе BMW. В результате появились коллажи, типичные для стиля Раушенберга. На своем BMW 635 CSi Раушенберг показал, как связаны три мира — искусства, природы и технологий.

#07 МАЙКЛ ДЖАГАМАРА НЕЛЬСОН (1989).
BMW Art Car номер 7 был творением Майкла Джагамары Нельсона, художника из Австралии. За семь дней художник превратил гоночную версию черного BMW M3 группы А в произведение искусства. Дизайн рассказывает о культуре аборигенов Австралии и о том, как они воспринимают ландшафт. Джагамаре Нельсону помогали друзья-художники. Аборигены сохраняли свое искусство с помощью наскальной живописи, в которой они «зашифровывали» традиционные символы и мотивы, — так они передавали часть культуры из поколения в поколение. В соответствии с этой традицией, BMW M3 тоже напоминает большую красочную головоломку. Джагамара Нельсон сказал, что воплотил свои мечты в художественном произведении на кузове BMW. Этот автомобиль можно с полным правом назвать машиной мечты.

#08 КЕН ДОУН (1989).
Арт-кар BMW 1989 года под номером 8 создал еще один австралийский художник — Кен Доун. Как и предыдущий, он был основан на BMW M3 группы А. Но, в отличие от дизайна Джагамары Нельсона, работа Доуна представляет современную Австралию. Слово, которое лучше всего описывает оформление, — «яркое». Целью Доуна было показать яркую сторону своей родины. Здесь можно увидеть природу, солнце и пляжи, а также рыб и попугаев. BMW Кена Доуна — самый позитивный из всех! Как и автомобиль Джагамары Нельсона, BMW M3 Доуна ездил по трассам Австралии, прежде чем превратился исключительно в произведение искусства.

#09 МАТАДЗО КАЯМА (1990).
В рамках проекта BMW «Искусство на колесах» в 1990 году оформление было доверено Сезару Манрике. Для этого испанский авангардист выбрал BMW 7 серии. Правы зрители, которые могут разглядеть элементы природы в ярких цветах и абстрактных формах на кузове, поскольку Манрике вдохновлялся природой испанского субтропического острова Лансароте. Черный элемент дизайна — это лавовые скалы Канарских островов, зеленый — тропический лес, красный — цвет жизни. Плавные формы также передают то, что Манрике считает важным качеством автомобиля — быструю езду.

#10 СЕЗАР МАНРИКЕ (1990).
В рамках проекта BMW «Искусство на колесах» в 1990 году оформление было доверено Сезару Манрике. Для этого испанский авангардист выбрал BMW 7 серии. Правы зрители, которые могут разглядеть элементы природы в ярких цветах и абстрактных формах на кузове, поскольку Манрике вдохновлялся природой испанского субтропического острова Лансароте. Черный элемент дизайна — это лавовые скалы Канарских островов, зеленый — тропический лес, красный — цвет жизни. Плавные формы также передают то, что Манрике считает важным качеством автомобиля — быструю езду.

#11 А.Р.ПЕНК (1991).
Автомобиль BMW Z1, расписанный дрезденским художником А. Р. Пенком (настоящее имя Ральф Винклер), сам по себе произведение искусства и раритет. Радикально новый язык дизайна BMW Z1 и его сдвигающиеся вниз двери по сей день остаются важной вехой в автомобильной истории BMW. Пенк внес свой вклад в создание серии BMW Art Cars через четыре года после премьеры родстера. Вдохновленный древними наскальными рисунками, он создавал абстрактные фигуры и символы. Что они означают? Попробуйте предположить... Сам художник не давал расшифровок, что, безусловно, также привлекает внимание к этой росписи.

#12 ЭСТЕР МАЛАНГУ (1991).
Вторую дюжину автомобилей в коллекции BMW Art Cars разменял красавец BMW 5 серии 1991 года. Что еще более примечательно, это был первый раз, когда арт-кар оформляла художница. В её работе легко читается отсылка к африканской культуре. «Так мое племя украшает свои дома», — рассказала Малангу про узор, известный как «ндебеле». Традиция, которая передается из поколения в поколение и исключительно среди женщин. У южноафриканской художницы ушла неделя, чтобы сделать свой вклад в коллекцию художественно оформленных автомобилей. Как и большинство машин до и после в коллекции BMW Art Cars, 12-й — чисто выставочный экспонат. И, конечно, единственный в своем роде.

#13 САНДРО КИА (1992).
Сандро Киа дал волю своему воображению на прототипе гоночного BMW M3 GTR. Итальянский художник сам обратился к BMW с просьбой создать арт-кар. Результат впечатляет: любой, кто смотрит на это произведение автомобильного искусства, чувствует, что сам находится под наблюдением со всех сторон, поскольку с поверхностей кузова на нас смотрят человеческие лица. Чиа выразился так: «Все взоры прикованы к автомобилю. Люди внимательно смотрят на машины. Эта машина отражает их взгляд».

#14 ДЭВИД ХОКНИ (1995).
Следующей после Италии остановкой роуд-шоу автохудожников стала Англия, где британская суперзвезда Дэвид Хокни присоединился к звездным именам, уже представленным в коллекции BMW. Концерн долго и настойчиво уговаривал художника создать этот арт-кар. BMW 850 CSi Хокни стал результатом долгой работы, как объяснил художник, речь шла не о простой покраске. Живопись Хокни «разбирает» машину, полностью выворачивая её наизнанку. Таким образом, он выявил суть автомобиля, его конструкцию, а именно удивительные инженерные решения.

#15 ДЖЕННИ ХОЛЬЦЕР (1999).
На первый взгляд, творение Дженни Хольцер можно описать модным словечком Fast Art («быстрое искусство»), по крайней мере, учитывая его отправную точку — BMW V12 LMR для гонки «24 часа Ле-Мана». Американская художница более всего известна своей критической риторикой, заявлениями, призванными стимулировать мысль, поляризовать взгляды. В своем неповторимом стиле она нанесла фразы на белое лакокрасочное покрытие гоночного автомобиля с помощью светоотражающих хромированных букв и флуоресцентной фольги. Среди слоганов был, например, такой: “You are so complex you don’t respond to danger” («Вы так закомплексованы, что не реагируете на опасность»). Гадаете, что это может значить? Значит, Хольцер добилась своей цели...

#16 ОЛАФУР ЭЛИАССОН (2007).
Работа Олафура Элиассона разительно отличается от предыдущих автомобилей в серии BMW Art Cars. Произведение датчанина исландского происхождения совершенно непохоже на любой из арт-каров до него. Во-первых, не сразу понятно, что перед вами именно автомобиль. Объект напоминает огромный кокон. Элиассон прославился тем, что в своем искусстве работает с темами природы и физических явлений. Это хорошо сочетается с самим автомобилем, т. к. под корпусом скрывается гоночный прототип с водородным двигателем. Вернемся к кокону: корпус BMW H2R сделан из небольших металлических пластин, на которые распылена вода в камере с отрицательной температурой воздуха. Автомобиль оказывается заключен в ледяную броню. Таким образом, движимый объект стал недвижимым — это подход Элиассона к осмыслению проблем экологии и социальной ответственности в нашем обществе.

#17 ДЖЕФФ КУНС (2010).
Разумеется, список художников с мировым именем не мог обойтись без Джеффа Кунса. Этот арт-объект вновь обращается к поп-арту, и коллекция BMW Art Cars возвращается к своим истокам. Оформленный американским художником BMW M3 GT2, всем своим видом выражает идею: «Я стремителен!» Яркие цветные элементы как будто проносятся мимо по корпусу автомобиля. Даже без движения машина выглядит готовой вот-вот прыгнуть, она полна силы. В 2010 году автомобиль вышел на старт гонки «24 часа Ле-Мана», где публика горячо приветствовала его, как и других предшественников из коллекции BMW Art Cars.

#18 ЦАО ФЭЙ (2017).
Этот арт-кар BMW был создан мультимедиа-художницей Цао Фэй. Отдавая дань уважения углероду, излюбленному материалу для строительства гоночных автомобилей, китайская художница выбрала структуру углерода как фон для своего проекта. Для того, чтобы полностью насладиться эффектом, производимым 18-м автомобилем из коллекции Art Cars, потребуется специальное мобильное приложение. В дополненной реальности гоночная машина черного цвета становится эпицентром цветовой бури, которая бушует над автомобилем. Таким образом Цао соединяет реальный и цифровой миры.

#19 ДЖОН БАЛДЕССАРИ (2016).
BMW M6 GTLM 2016-го года от Джона Балдессари — другой пример фантастических работ BMW. Фанатам арт-каров BMW пришлось ждать шесть долгих лет, чтобы восхититься очередным произведением. Художник из Калифорнии продемонстрировал элементы своего стиля, но в большем масштабе. Демонстрация получилась довольно эффектной. Название говорит само за себя и расположено на водительской двери автомобиля: "FAST" («БЫСТРО»). Скорость — вот что отличает гоночные автомобили вроде BMW M6 GTLM. Или как сказал сам художник: «Арт-кар BMW — определенно самая быстрая работа, которую я создал!»